Журнал First Key No 54, Интервью Артёма Когданина

13 июля 2015

Обложка First Key.jpg

Артем Когданин

Учредитель и директор казанской компании по производству светодиодных светильников Ledel



Вода – это стихия первозданного хаоса, она своенравна и загадочна, её хочется понять и разгадать - этим она меня привлекает. Ещё с юности у меня была мечта - стать капитаном своего судна, ощутить всплеск ярких эмоций и выброс адреналина, рассекая на большой скорости воду и отдавая частичку своего сердца велению ветра. При первой же возможности я приобрёл катер, Оказалось, что для управления им, недостаточно быть просто романтиком, - нужно иметь выдержку, быть терпеливым и сосредоточенным, иногда уметь преодолевать страх перед непредсказуемостью водной стихии. Пришлось поработать над приобретением опыта. Теперь это для меня – отдельный мир.

Не могу сказать, что я человек, который живет на работе, я люблю жизнь во всех её проявлениях, мне необходима гармония внутри себя, поэтому мой отдых должен быть полноценным и эффектным, чтобы получить массу драйва, зарядиться энергией, Выходные я планирую по погоде, а хорошая она у нас, как известно, несколько дней в году – стараюсь ловить. Бывает, на отдыхе просыпаюсь с какой-то идеей, обдумываю ее и стараюсь воплотить в кратчайшие сроки.

Хобби должно развивать человека. Как говорит профессор Манфред Кетс де Врис: «Хобби - это удовлетворение и постоянное развитие способностей, » Я получаю удовольствие от того, что связано с электроникой и техникой. К примеру, яхта – это место сосредоточения самых новых технологий, на моём судне стоит 4 эхолота, чтобы не попасть на мель. Прежде чем их установить, я погрузился в эту тему, изучал её. Конечно, увлечение водными видами транспорта – не единственное моё хобби, Одно из них у меня родом из детства – это моделирование.

Я – стопроцентный гик*. Это отражается и на работе: идеальная система работает сама, важно ее правильно запустить.

Обучение в российском университете – это настоящая школа жизни. Студенческие годы – удивительное время, когда ты, в атмосфере всеобщего братства, - учишься выживать один, выполняя немыслимые по сложности задачи: к примеру, совмещать сессию с работой, это, безусловно, закаляет характер. К сожалению, в отличие от процесса обучения в США, у нас не составляется индивидуальное расписание для студента.

По поводу санкций есть мнение, с которым я согласен. В России испугать людей тем, что они теперь не будут есть немецкий дорблю или лишатся устриц из Франции…- невозможно. Среднестатистический россиянин не мог себе позволить этих дорогостоящих продуктов - никогда. Но общие проблемы имеют свойство – сплачивать людей против общего врага и подталкивать к поиску и идеализации лидера. Санкции «расшевелили» массы, включились какие-то дремавшие механизмы и начали работать: смекалка, желание доказать, что «мы и без них обойдёмся»…Западные ценности у нас не работают. Было два выхода: либо раствориться в западе, либо держать свой курс. Россия выбрала второе, я считаю это решение верным.

Мой бизнес не потерял ни одного клиента. С введением санкций связи с иностранными партнерами, как это ни странно, только укрепились. В том числе и с украинскими. Они начали терять клиентов, в связи с чем стали вынуждены снижать цены.

Я считаю, что на западе любой может стать бизнесменом – их этому учат в бизнес-школах, давая им определенный алгоритм и четкие инструкции. У нас нет подобного подхода, вместо этого предприниматели собираются и обмениваются знаниями и опытом, как, к примеру, на Фабрике предпринимательства. Наш бизнесмен отличается от западного тем, что он невероятно находчив, опытен и силен. Ему приходится спотыкаться, учиться на собственных потерях, - с такими качествами на западе ему гарантирован успех.

Впрочем, в Татарстане достаточно благоприятная среда для развития бизнеса. Нашим предпринимателям не препятствуют в их деятельности, проводится много мероприятий с целью их поддержки, вручаются различные гранты, также даёт неплохие результаты и «Республиканская программа развития малого и среднего бизнеса», принятая на 2011-1013 годы.

Одним из самых экстремальных решений в моей жизни было - поднять цены в кризис. Это обернулось, как ни странно, повышением рентабельности. Из негативного – да, упала загрузка производства раза в полтора, но при этом увеличились доход и обороты. Не менее рискованным было решение о запуске новых осветительных фонарей – это вдоль трасс, на столбах. Нам удалось создать светильник, который имеет оригинальный дизайн и уникальную изысканность, он совершенно не похож на то, что было ранее. Одни из экспертов сказал: «Либо это изобретение канет в небытие, либо взорвет рынок».

Взорвало.

Мы вложили в это изобретение все, что заработали в Ledel за 5 лет, рискнули и выиграли. Теперь эти конструкции освещают крупнейшие автомагистрали и аэропорты России.

Я немного перфекционист по натуре, и это стремление к совершенству побуждает меня взять любой процесс под своё управление, под свою ответственность.. Находясь в компании друзей, я периодически начинаю управлять всеми и раздавать поручения, Я не могу просто сесть в машину и поехать туда, куда решили поехать друзья, мне важно знать маршрут, цель, предвидеть результат. Если, уехав куда-то не по моему маршруту, заблудились,– я выхожу из машины, сажусь на пенек и предупреждаю, что вытаскивать отсюда никого не собираюсь! Повозмущавшись, я, конечно, предлагаю способ выхода из сложившейся ситуации, но сначала поворчу. Друзья предполагают, что я буду невыносимым дедом. Наши поездки, естественно, проходят очень весело. Отдых с друзьями – один из способов отключиться от проблем внешнего мира.

Для меня очень важен настрой человека, это относится и к тем, кто работает в компании. Если я вижу, что человек выполнил некачественно свою работу не потому, что он плохой специалист, а потому, что у него возникли проблемы, – я всегда помогу ему и поддержу в сложный жизненный период, увольнять из-за этого, конечно, не буду. А вот с непрофессионалами расстаюсь без особых сожалений. Для меня важно, чтобы человек ответственно относился к требованиям, подчиненные это знают. Бывает, за невыполнение какой-то задачи депремируют себя жестче, чем это сделал бы я.

К рубежу четвертого десятка отношусь философски. К этому нельзя быть готовым: тебе 19, 20 лет, и вдруг – раз,- 31 год. Для меня важно то, чего я достиг за это время: стал ли мудрее, могу ли стать опорой для близких мне людей. Конечно, происходит переоценка ценностей: в 20 лет я был достаточно импульсивен, это отражалось на взаимоотношениях с близкими людьми; в 25 я начал подстраиваться под характеры других людей, чтобы их не обидеть – это другая крайность. В настоящее время я обрел некую гармонию с самим собой и внешним миром. Мне не уже 31, а всего лишь 31 год. Ещё многое предстоит понять, осмыслить.

Из ближайшего круга моих друзей, тех, с кем я вместе около 12-ти лет, никто не женат. Сам я отношусь к институту семьи очень трепетно: перед глазами пример родителей, которые вместе почти 40 лет. Но вокруг достаточно и негативных примеров. Холостячество – это далеко не безудержное веселье днем и ночью, как некоторым кажется. Чем глубже познаёшь жизнь, тем менее интересны знакомства и связи, которые ни к чему не приводят, хочется найти единственную – и на всю жизнь. Думаю, сейчас я готов создать свою семью, мне есть, что дать любимому человеку.

Если бы сейчас была возможность отправиться на любой концерт в любую точку мира, пусть на машине времени – это был бы концерт Nirvana :)


First key 11.jpg




*geek – человек, увлеченный новыми технологиями.