24 Декабря 2014
Алсу Файзуллина

Алсу Файзуллина

Руководитель пресс-службы

8 (800) 100-30-30 (доб.144)

press@ledel.ru

Артем Когданин: «В России модно быть героем»

Деловой общенациональный аналитический ресурс "Эксперт Online", 24.12.1014

В России модно быть героем.jpg

Почему инноватор должен быть похож на пророка, шахматиста и героя

Артем Когданин называет себя «человеком с фонариком» — ведь он указывает инновационный путь в покрытое мраком будущее верной команде. Образ этот как нельзя лучше сочетается с его инновациями: Артем работает директором казанской компании по производству светодиодных светильников Ledel с дилерскими центрами по всей России и СНГ.

Несмотря на фотографию в дорогом костюме на сайте, на работе Артем ходит в джинсах и черной футболке. Успешного бизнесмена в нем выдают только массивные часы на правой руке. В шкафу есть, конечно, и дорогой костюм — его Артем надевает на важные переговоры.

— Это и есть свобода— делать то, что тебе хочется, и ходить, как тебе хочется, — Артем намекает: не для того столько работал, чтобы теперь сковывать себя дресс-кодом.

Заглянуть в будущее

Автор около 50 патентов 18 раз пересдавал физику в университете. Правда, дело тут не в какой-то сложной теме — парня, который увлекался электроникой, просто невзлюбил преподаватель.

— Сдали даже люди, которые вообще не знали, что такое «физика»,— вспоминает Артем. — А  у меня уже тогда было понимание, что я буду заниматься электроникой, правда, я еще не думал, что сумею сделать из своего увлечения бизнес.

— Бизнесмен — это человек, который думает на несколько лет вперед, а вы еще и инноватор — как далеко заглядываете в будущее?

— Мне кажется, бизнесмен — это уже инноватор. Ведь найти новые пути получения прибыли — это тоже инновация. Я ни разу не встречал бизнесмена, который бы достиг значительных высот и не был инноватором — у них всегда свой взгляд на любую вещь, они всегда живут в собственном мире.

— А как бы вы описали, кто такой инноватор?

— Инноватор — это человек, который, прежде всего, не придерживается общепринятого мнения относительно устоявшихся вещей. Все люди живут по определенным правилам. Для инноватора эти правила — как прозрачный мир, он на них смотрит и видит ту перспективу, которая станет возможной, если все немного изменить.

— Вы относите себя к миру науки?

— Мне кажется, что мир науки более фундаментальный и глубокий, чем тот, где я живу. 50 на 50: я стою там одной ногой. Стараюсь туда надолго не уходить, иначе затянет.

— Что станет с Казанью за 510 лет? Мы построим второй ИТ-парк?

— Надо понимать, что Казань — пока единственный регион, который показывает такой темп роста. Несмотря на это, через 510 лет мы больших изменений не увидим, это точно: тот скачок, который был перед Универсиадой, вряд ли повторится. Геополитическая ситуация, скорее всего, осложнит развитие международных взаимоотношений. Казань станет комфортнее и привлекательнее для туристов, появится больше интересных мест.

Шахматист и Бэтмен

По словам Артема, нельзя быть инноватором только часть времени. Важен даже сон — ведь во сне дневная суета уходит на второй план, поэтому решение некоторых проблем видится яснее. На вопросы он отвечает, словно шахматист, четко и стратегически выверенно, предвидя реакцию собеседника.

— Что вас вдохновляет?

— Проблема, для которой я придумываю решение. Решаю иногда интуитивно, слепо, — неважно, покажется ли это неправильным со стороны.

— Что происходит, когда решение найдено?

— Грусть. Проблемы больше нет, нет цели. Это тот результат, когда книгу дочитываешь, — ты же шел к концу, правильно? Листал ночами, не спал. Долистал до последней страницы, кладешь на колени, а теперь что?

— Вы совершаете необдуманные поступки?

— Перед тем, как совершить необдуманный поступок, надо принять решение его совершить. Так или иначе, он будет обдуманным.

— Вы всегда четко мыслите, как шахматист?

— Да. Это и плюс, и минус — начинаешь общаться с человеком и уже видишь, чем это закончится, а он — еще нет. Я вообще не люблю спонтанных решений, хотя окружающим, наверное, кажется наоборот.

Закрыв дверь своего кабинета, Артем ведет показывать отдел разработок. На столе посреди кабинета стоит мощный прожектор.

Артем азартно, бросив вещи на стол, показывает, как работает светильник, поворачивает лампу и направляет в стену — в комнате сразу становится очень светло.

— Вам нужен трафарет из картонки, и будете подавать сигнал Бэтмена!

— Вот это, кстати, большая ошибка — думать, что, если поставить такой трафарет, то в небе появится этот рисунок. Будет просто круг, причем тусклый, так что знак в небе — фантастика.

На балконе отдела разработок установлены светильники  старого и нового образца. Глядя на всю линейку, сразу видишь, как менялась конструкция: последние компактнее и легче.

Как стать героем в России

Стеклянный люк в крыше дорогой машины — не случайность. Артем, поворачивая руль, серьезно объясняет: так удобнее салют снимать на 9 мая.

— Ты знаешь, что, если две пластиковые бутылки привязать к ногам, можно здорово скользить? — обращается он к своей сотруднице Алсу.

— Я видела, как в «Очумелых ручках» так делали лыжи.

— О, я помню их, кстати. Все рецепты начинались так: «Возьмите 55 батареек от ненужной видеокамеры, 1 адронный коллайдер, 2 расщепленных атома и 4 пластиковых бутылки, которые есть в любом хозяйстве!»

— Кстати, — Артем поворачивается, — основное отличие обычного человека от инноватора в том, что он всегда пытается найти причину, почему что-то нельзя сделать. Но самое интересное — когда через пару лет это становится общепринятым, обычный человек скажет: «Да так и было же всегда, нет?» Когда первые сенсорные телефоны появились, большинство людей заявили, что кнопочные не выйдут из обихода.

— В чем особенности русского инноватора?

— Уровень образования инноватора здесь и на Западе уже после образовательных учреждений  сильно отличается. Инноватор на Западе будет при деле, найдет себя, еще будучи в учебном заведении. Российский инноватор проявит себя вне вуза, ему просто не дадут возможность реализовать в рамках учебного заведения. Цель любого грамотного образовательного процесса — выявить способности и их развивать. Цель нашего образования — поставить человека в определенные рамки. Если он инноватор — рано или поздно из этих рамок выйдет, бросит университет, поймет, что это просто не нужно. Наш инноватор — более рисковый. Американские ученые живут в очень комфортных условиях. Профессора видят успехи человека и начинают копаться в нем, нагружают, заставляют развиваться в том, что у него хорошо получается. У нас в университете, наоборот, загружают там, где у человека не получается. Выходит, что в России человек получает колоссальную нагрузку, не развивая себя. В какой-то момент он просто сдается. На выходе мы видим победившего героя, или, намного чаще, человека с огромным числом внутренних проблем, в нищете, зато с кучей патентов и изобретений. Их инноватор более защищен законодательно, социально. Те, кто дожил до зрелого возраста и заработал на своих патентах, — в России это уже герои, их опыт, наверное, больше, чем у президента Америки! В России модно быть героем, но нужно много чего уметь: переговоры провести, правильно представить продукт, в нужный момент промолчать и в нужный появиться с ним.


Источник: "Эксперт Online", 24.12.14.